Замовити дзвінок















































































 

 

UA RU

 

 

Мебель, которая убивает

По опасности для здоровья мебель из ДСП заняла в рейтинге «самых опасных» первое место. Эксперты считают, что реальное положение вещей весьма плачевно. Покупатель не имеет никаких гарантий того, что приобретенная им мебель будет соответствовать минимальным требованиям качества и экологии. Все чаще покупка мебели превращается в русскую рулетку.

Кто виноват?

В годы, предшествующие кризису, мебельная отрасль развивалась достаточно успешно и динамично. В ней работали фирмы и частные предприниматели, которые использовали современные технологии, качественные материалы и фурнитуру, лучшие наработки ведущих европейских компаний.
Украинские мебельщики производили добротный и качественный продукт, ничем не уступающий (а иногда и превосходящий) импортные аналоги. Еще несколько лет назад украинской мебелью можно было гордиться.

Куда подевались эти производители и почему им на смену пришли «ремесленники», «клепающие» мебель сомнительного качества, подчас небезопасную для здоровья? В настоящее время салоны и торговые сети зачастую предлагают потребителю мебель, которая не соответствует минимальным стандартам качества и экологии, мебель, которую в принципе продавать нельзя.

Во всем виноват кризис?

Большинство мебельщиков винят кризис. «У покупателя нет денег, и он не может купить дорогую и качественную мебель. Чтобы снизить цену, нам приходится работать с более дешевыми (менее качественными) материалами и фурнитурой».

Кризис – это «палочка - выручалочка», на которую можно списать все, что угодно. На самом деле есть еще целый ряд причин, обуславливающих сложившуюся на рынке ситуацию.

Виновато государство

Причина важная. Отсутствие со стороны государственных структур минимального контроля качества и безопасности ввозимых в Украину мебели, материалов и комплектующих. Так просто ввезти мебель и комплектующие можно только у нас. Достаточно получить «Санитарно-гигиеническое заключение Минздрава» на продукцию производителя, и можешь ввозить все, что заблагорассудится. С одной стороны, упрощенная схема ввоза импортного товара облегчает ведение бизнеса. Но с другой – дает бизнесменам возможность ввозить товар низкого качества, не отвечающий экологическим нормам. Даже у наших ближайших соседей по СНГ условия импорта более жесткие.

Виноваты мы сами

В глубине души мы все прекрасно понимаем, какое качество у того, что стоит дешево. Но нас успокаивают завораживающие заверения продавца: «Наша мебель изготовлена из качественных материалов и полностью экологически чистая». В одной из торговых сетей кухня 1,5 погонных метра предлагается за 549 грн. ($68). Не нужно быть экстрасенсом, чтобы догадаться, из каких материалов изготовлена эта кухня и какого она качества. Выбирая мебель, покупатель пренебрегает элементарными правилами: не уточняет, кто производитель, из каких материалов и фурнитуры она изготовлена, имеются ли экологические сертификаты, есть ли гарантийный талон и т.д. И получает соответствующий продукт. Но – дешево.

Действительно, каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Это же справедливо и для мебели.

Нас обманывают

Причина – основная. Однако главными виновниками создавшегося положения являются сами мебельщики. Как это не печально – подавляющее большинство. Из консультантов и помощников продавцы мебельных салонов превратились в элементарных «втюхивателей».

Например, вас будут убеждать, что эта мебель «только вчера пришла из Италии». А на самом деле «пришла» она из Житомира или Белой Церкви. Не факт, что она хуже, но зачем обманывать?

Вам говорят, что китайская фурнитура ничем не хуже австрийской, а ДСП отечественного производства лучше словацкого и польского. Если вам нужен хороший автомобиль, мы даже не рассматриваем в качестве альтернативы «Таврию» или китайскую SsangYoung. Почему с мебелью должно быть иначе?

Отдельно внимания заслуживает ДСП. Покупателю, например, могут сказать, что мебель будет изготовлена из ДСП Kronoshpan (Словакия). Но реально изготовят из плиты «Кроно-Львов»(Украина). И о том, что его обманули, покупатель не узнает никогда. Все совпадает, кроме цены. Кстати, из ДСП Kronospan (Словакия) мебель нельзя изготовить даже теоретически. Но мебель из ДСП якобы этого производителя продолжают «изготавливать» сотни украинских мебельщиков. (Для справки: словацкий Kronospan уже давно производит только OSB, QSB – плиты. А качественную ламинированную ДСП с минимальным содержанием формальдегида в Словакии уже более полувека производит только завод Bucina-DDD.).

Еще один пример – ДСП Egger австрийского производства. Безупречное качество и полностью экологически чистый продукт (содержание вредных веществ в два раза ниже нормы). При этом продавец мебели «забывает» сообщить покупателю, что на самом деле австрийский – только бренд. А изготовлена эта ДСП в Румынии (в Украину ДСП Egger австрийского производства не завозится с 2007 года), и цена ее такая же, как у плиты отечественной (а некоторые декоры стоят даже дешевле). Что касается экологии, то ДСП Egger соответствует классу эмиссии Е1 – это норма (а не в «два раза ниже») для любой ламинированной ДСП. «Забывчивость» продавца вполне объяснима. Если говорить о том, где изготовлена ДСП, то Австрия звучит гораздо «круче», чем Румыния. А если сообщить покупателю, что цена у «австрийской» ДСП такая же, как у отечественной, у последнего возникнет резонный вопрос: «А почему тогда мебель стоит дороже?». В этом случае нам говорят «сделано в Австрии», «высокое качество» и «экологически чистое» только, чтобы продать дороже.

Международное агентство по изучению рака пришло к выводу, что формальдегид провоцирует возникновение у человека злокачественной опухоли в носоглотке. Кроме того, вызывает раздражение глаз, носа и дыхательных путей, способствует прогрессированию астмы и т.д. 

Мебель, которая нас убивает

В любом мебельном салоне покупателю доходчиво объясняют, что ДСП – это полностью безопасный и экологически чистый продукт. А МДФ – «экологичней» на порядок. Потому что при производстве МДФ смолы не используются вообще. Связующим является лигнин, входящий в состав древесины. Незначительное содержание формальдегида изначально присутствует в натуральном дереве. Например, в жаркий летний день в лесу формальдегида намного больше, чем в МДФ.

Сказки, придуманные для покупателя, многократно тиражируются в сети и повторяются неграмотными продавцами. Хочется отправить этих «сказочников» на Коростенский завод МДФ, который экологическая служба Украины закрыла в марте этого года. Причиной послужила экологическая катастрофа. От выбросов завода погибло 8 тонн рыбы в реке Уж.

Для тех же, кто верит сказкам, сообщаем: при производстве МДФ карбоформальдегидная смола – это обязательная составляющая, без нее изготовить МДФ невозможно. В отличие от ДСП технология МДФ предусматривает сухой способ производства, при котором волокно древесины пропитывается смолой, затем высушивается и подается на пресс в виде ковра. Однако фенол и формальдегид при этом волшебным образом никуда не исчезают, а остаются в плите и выделяются в атмосферу в процессе эксплуатации готового изделия. Другой вопрос – соответствие классу Е1. В отличие от ДСП у МДФ с этим все в порядке. Производители  МДФ на территории СНГ в состоянии изготовить плиту, соответствующую классу Е1. А вот с безопасностью ДСП картина несколько иная.

Как уже говорилось выше, в состав ДСП входит карбоформальдегидная смола, которая на протяжении всего срока службы мебели выделяет свободный формальдегид. Предельно допустимое содержание формальдегида в ДСП регламентируется классом эмиссии Е.

Существует  три класса эмиссии: Е1, Е2 и Е3. Для мебели самый жесткий стандарт – класс Е1 – не более 10 мг формальдегида на 100 г сухого вещества. Но это стандарт СНГ. В Европе этот показатель более жесткий: Е1 – не более 8 мг на 100 г сухого вещества. Вывод: европейская плита менее вредна для здоровья украинских граждан.

Теперь поговорим о проблемах. Чем больше в ДСП смолы – тем выше ее качество (плотность, прочность и т.д.), с одной стороны, и тем выше содержание в ней формальдегида – с другой. Перед отечественными производителями плиты стоит постоянная проблема: как изготовить качественную плиту и втиснуться в Е1. Получается нормальное качество, но формальдегид зашкаливает. Уменьшается содержание формальдегида в пределах нормы – плита начинает расслаиваться. Как следствие, в отечественной плите содержание формальдегида всегда находится на верхнем пределе. Причина не нова – устаревшее оборудование и качество сырья. В предложении «качественная и экологически чистая плита» союз «и» необходимо заменить на «или». Но качество – «вещь» осязаемая его можно «потрогать руками». А класс Е1 можно проверить только приборами и только в специальной лаборатории. Догадаться, какую составляющую выбирает производитель плиты, несложно. Тем не менее, определить повышенное содержание формальдегида в плите в «домашних условиях» можно. Выдает запах. Мебель пахнет не потому, что она новая (аргумент, который очень часто можно услышать в мебельных салонах), а потому что формальдегид в ней «зашкаливает». Запах появляется при содержании формальдегида свыше 14 мг на 100 г сухого вещества. А это в 1,75 раза выше европейской нормы.

Что делать?

Производитель мебели может изготовить для вас качественную и безопасную мебель, если вы заставите его это сделать. Несколько практических советов.

Требуйте составления договора, в котором обязательно должна присутствовать спецификация с перечнем используемых материалов (бренд, название фурнитуры, номер декора и т.п.). Это позволит защитить вас от подмены декларируемых материалов и фурнитуры на более дешевые аналоги. Вариант «у нас типовой договор и мы ничего в нем менять не будем» - отговорка для самых доверчивых покупателей. Учтите, изначально договор составлен так, чтобы максимально защитить интересы производителя, но не ваши. Не можете изменить договор – сделайте к нему дополнение. Не можете сделать дополнение? А стоит ли вообще связываться с такой фирмой? Представляете, какие вас могут ожидать проблемы в случае поставки брака или срыва сроков?

Требуйте сертификаты на материалы, фурнитуру, ткани и т.д. Производитель мебели ОБЯЗАН вам их предоставить. У них нет (а нет у 90% производителей)? Пусть свяжутся с поставщиком и возьмут у него требуемые документы специально для вас.

Проверяйте производителя (продавца). Требуйте рекомендации. Пусть производитель (продавец) даст вам координаты нескольких своих состоявшихся клиентов.

У них вы сможете получить объективную информацию о качестве мебели, сроках и т.д. Отсутствие рекомендаций – очень полезная информация. Имеет смысл хорошо подумать, прежде чем заказывать мебель в ТАКОЙ фирме.

Помните, что наличие Санитарно-гигиенического заключения не является гарантией соответствия мебели экологическим нормам. Первый признак – это запах. Если мебель имеет запах  - лучше воздержитесь от покупки. ДСП класса Е1 – не пахнет. Лучше, если все торцы корпусной мебели будут закрыты кромкой. Это препятствует выделению формальдегида из ДСП.

Отдельный разговор – о мягкой мебели экономкласса с каркасом из ДСП. Для нее используют необлицованную ДСП, которая выделяет формальдегид со всей своей площади. Если ламинированная ДСП всегда соответствует классу эмиссии Е1, то необлицованная может быть и класса Е2 (формальдегид в три раза выше нормы) и даже Е3 (в шесть раз! выше  нормы). Такая мебель действительно убивает…

Автор: мебельный эксперт Кашапов И.Ф., Мебельный центр обучения, г. Киев
Материал использован с любезного согласия автора Кашапова И.Ф. (издание «Мебель года», видавничий дім «АСС-Медіа», 3’12)

<<Назад